МАМОЧКИ

САЙТ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

 

главная 

беременность и роды

мамины проблемы

малышкины проблемы

взаимопомощь

воспитание 

акушер-гинеколог

психолог, дефектолог

неонатолог (новорожденные)

фтизиатр

педиатр, семейный врач

косметолог

реабилитолог 

невролог  

полезные советы

книги Ирины Гуриной

малышкины книжки

рекомендуем книги

юмор

православные страницы 

детский отдых

Ваши новости


Любовь Табунова, психолог.

Администрация сайта выражает огромную благодарность автору за интересную статью!


Перепечатка и использование материалов сайта в интернете или печатных СМИ ЗАПРЕЩЕНЫ 

без письменного разрешения администрации сайта!

При использовании  материалов  ссылка на сайт "Мамочки - сайт для родителей" ОБЯЗАТЕЛЬНА! 

   

 


 

Поведение ребёнка

Как разговаривать с ребенком. Решение проблемы "кризиса 3-х лет". 

 

"Вот сейчас мама Сашеньку оденет, сейчас возьмет на ручки", - такое обращение к ребенку можно услышать почти в каждой семье, где есть малыш. Это - как бы некая традиция, по которой принято обращаться к ребенку в третьем лице. И сам ребенок говорит о себе так же: "Дай Маше чаю", "Катя хочет яичко", "Возьми Наденьку на ручки" и т.д.

Считается, что такая форма обращения происходит из-за того, что осознание себя как личности, человека, который может сам что-то хотеть, происходит у ребенка только к концу третьего года жизни. В этом возрасте ребенок впервые понимает, что это именно он, а не какой-то абстрактный Васенька, совершает то или иное действие, и выражается это в том, что он начинает говорить о себе в первом лице: "Я бегаю", "Дай мне". Это возраст, когда ребенок говорит о себе "я", "я сам!", и усиленно отстаивает свою самостоятельность и независимость (так называемый кризис 3-х лет), словно компенсируя то длительное время, когда он говорил о себе в третьем лице. Этот возраст называют "первым трудным возрастом", потому что в это время появляется упрямство, чрезмерное отстаивание собственных позиций, непослушание, капризы. Вероятно, у ребенка в это время происходит некая ломка самосознания, в результате которой он понимает, что "ребенок Вася - это я".

 

И вот возникает вопрос, а не только ли под влиянием ли взрослых ребенок на первых годах своей жизни говорит о себе как бы со стороны? Ведь это они, взрослые, называли его по имени, причем именно когда говорили о его желаниях и действиях: "Дать Кате яблоко?", "Катя пойдет гулять", и, что еще важнее, подавали ему пример, говоря так о самом себе (ведь известно, что ребенок учится говорить, слушая как говорят взрослые): "Сейчас мамочка оденется и покормит Петю", "Маме надо работать". И вот уже сам ребенок говорит смешные "детские" фразы: "Кате надо погулять", "Кате надо дать яблоко" (слово "надо" в детской речи присутствует очень часто, потому что так, как правило, говорят ему родители). Однако дети слышат, что взрослые между собой говорят иначе, чем с ними, и постепенно переходят на "взрослый" язык. Неизвестно только, проходит ли эта "ломка" без последствий. Ведь детям приходится перестраивать свое самосознание, постепенно приходя к выводу, что тот, кого называли "мальчиком Васей" - это и есть я сам.

А что если взрослые совсем откажутся от "умилительных" обращений к ребенку по имени и станут говорить с детьми нормально? В одной семье, например, именно так и было принято: к детям, даже самым маленьким, обращались, как ко всем остальным членам семьи. Ребенку никогда не говорили "Мама Сашу оденет", а обращались нормально: "Сейчас я тебя переодену, тогда ты будешь играть" и т.д. И в результате ни один из шести детей трех поколений этой семьи никогда не называл себя по имени, минуя общеизвестный закон, что ребенок сначала говорит о себе в третьем лице, и лишь потом, с развитием самосознания, говорит о себе "я". В этой семье (и в нескольких других подобных семьях) не было и признаков так называемого "кризиса 3-х лет", при котором возникает упрямство, негативизм, подчеркнутое и демонстративное употреблением слова "я" ("Нет, это я сделаю!", "Я сам приду!". Можно предположить, что это происходит от возросшего стремления ребенка к самостоятельности, желания стать взрослым, протеста против излишней опеки. Но и в этой семье детей воспитывали традиционно: особенно не поощряли их самостоятельность, всячески их опекали и ограничивали. Не было только обращения к ним в третьем лице, так традиционно укоренившегося в сознании в качестве обращения к маленьким детям, животным и душевнобольным.

 

Можно подумать, что в результате этого становление самосознания у ребенка происходит раньше (ведь он уже с самого начала говорит о себе как о личности, называя себя "я"). Надо сказать, что в норме, ребенок должен начать себя называть "я" не позже трех лет, в противном случае есть вероятность предположить умственную отсталость (ведь только психически больные взрослые называют себя по имени, как дети, и говорят о себе "Петя хочет гулять" и "Миша хочет яблоко").

Норма есть норма, и, конечно, совсем необязательно любое раннее развитие говорит о том, что ребенок - вундеркинд в том или ином смысле. Однако, в упомянутой мною семье все дети выросли очень независимыми, общительными, уверенными в себе людьми, не боящимися жизни. У них было глубокое чувство собственного достоинства, что очень ощущалось всеми окружающими их людьми. Нет ли в этом заслуги и столь раннего признания за ребенком права на самосознание и ощущение себя отдельной личностью?

Принято считать, что ребенку легче ориентироваться в том, "кто есть кто", если он часто слышит, как мама называет себя "мамой", папа - "папой", а его самого называют по имени, даже когда о чем-то спрашивают ("Что у Васеньки болит?", "Вася хочет кушать?"). Но не происходит ли обратное, и не создают ли взрослые ситуацию чрезмерной психологической нагрузки, обращаясь к ребенку и называя себя в 3-ем лице? Особенно если в употреблении только такое обращение. Не обусловливает ли это в какой-то мере и первый "трудный" возраст, который иначе проявлялся бы в более приемлемой форме?

Мы недооцениваем наших детей, наделяя их порой способностями, свойственными животным и совсем больным людям, хоть истинные возможности каждого ребенка с каждым новым открытием все больше поражают ученых. И не стоит ли если и не исключить полностью обращение к ребенку в третьем лице, то хотя бы использовать также и другие варианты.