главна€ 

беременность и роды

мамины проблем

малышкины проблемы

воспитание 

православные страницы 

¬аш малыш (конкурс)

детский отдых

педиатр, семейный врач

акушер-гинеколог

психолог, дефектолог

неонатолог (новорожденные)

фтизиатр

косметолог

реабилитолог 

литература 

¬аши новости

форум 

Ћитклуб

Ќ”∆Ќј ѕќћќў№!

ѕравославное воспитание

«а что нужно наказывать?

 Ќаказывай мен€, √осподи, но по правде, не во гневе “воем.

(»ер. 10, 24).

 

 

Ќасколько можно, родител€м надо этого избегать. ќни должны старатьс€ добром и терпением дать ребенку пон€ть, что он ведет себ€ неправильно. “олько в том случае, если ребенок маленький и не понимает, что он подвергаетс€ опасности, подзатыльник идет ему на пользу Ц дл€ того чтобы в следующий раз он был внимательнее. —трах получить еще один подзатыльник становитс€ дл€ ребенка тормозом и защищает его от опасности.

—тарец ѕаисий —в€тогорец (1924-1994).

 

 

ћногие говор€т: наказание должно следовать за каждым дурным поступком. Ќо что такое это "дурное"Е, "худое" - не все правильно понимают. — точки зрени€ христианской педагогики только то дурно, что греховно перед Ѕогом.

 

√лавным основанием наказани€ должна быть любовь, а единственной его целью - исправление ребЄнка.

Ѕогослов √ерман Ўиманский (1915-1961).

 

 

Е≈сли видишь, что нарушаетс€ закон, накажи: когда суровым взгл€дом, когда €зв€щим словом, когда и упреком, порой же хвали его и обещай награду. ”дарами же не злоупотребл€й, чтобы не привык он к этому способу воспитани€ - ибо если приучитс€ к тому, что его посто€нно этим воспитывают, приучитс€ и пренебрегать этим, и когда приучитс€ он презирать это, тогда все потер€но. Ќо пусть все врем€ боитс€ он побоев, да не подвергнетс€ им, пусть угрожают ему розгой, но не пускают ее в ходЕ

—в€титель »оанн «латоуст (Ж 407).

 

 

√рех, оставленный без наказани€, бывает причиной другого греха, а также причиной греховного обыча€, что очень страшно. ѕоэтому за вс€кий проступок наказывай своих детей по мере проступка, чтобы помнили, за что наказываютс€, и так бы впредь бо€лись оступатьс€.

 ћногие родители, име€ слепую любовь к своим дет€м, жалеют их наказывать за проступок, но после, когда вырастут и неисправными будут, сами узнают свою погрешность в том, что детей своих не наказывали, пока те малыми были.

—в€титель “ихон «адонский (1724-1783).

 

 

ќ воспитателе детей - телевизоре

≈сли тебе предложат посадить ребенка в гадюшник, чтобы он тебе не мешал, небось возмутишьс€: Ђда вы что?!..ї ј к телевизору Ч пожалуйста. Ќо укус духовной змеи страшнее смерти: растлева€ душу, он заживо готовит ее на жительство в преисподней. “очно так же и мы: если глубоко занимаемс€ рассмотрением своих грехов, более всего обеспокоены, как бы не огорчить Ѕога, требуем от себ€ насто€щего пока€ни€, серьезно участвуем в литургической жизни, причащаемс€ Ч да нам телевизор и на ум не придет. “ак как мы будем защищены св€тыми ангелами. ќдно воспоминание об этом €щике у христиан должно вызывать самое брезгливое чувство, как при взгл€де на помойку, в которую ему предлагают окунутьс€.

ћонахин€ Ќадежда (Ѕреннер) (1890-1983).
 

 

”м должен упражн€тьс€, искать, преодолевать преп€тстви€, как атлет тренирует свои мышцы. “елевизор дает обильную, рафинированную, приготовленную пищу, от которой ум становитс€ в€лым, немощным, не способным к самосто€тельному мышлению, как тело при обильном питании жиреет, др€хлеет и стареет.


¬озможности человеческой психики не безграничны. ” телевизора человек за несколько часов получает столько впечатлений, как раньше за мес€ц. Ќервна€ система человека изнашиваетс€, не вынос€ непосильного напр€жени€, она, как бы защища€ себ€, уходит в болезнь.

“елевизор учит людей жестокости; это касаетс€ не только картин убийств и насили€, окруженных в телепередачах подчас атмосферой поклонени€ и геройства, но это касаетс€ не менее страшного: переживани€ человека у телевизора настолько интенсивны и остры, что эмоционально опустошают человека, и он в повседневной жизни становитс€ безучастным, холодным, отчужденным.


“елевизор отнимает у детей детство, делает их из младенцев сразу же стариками - детьми без детства и чистоты!

јрхимандрит –афаил ( арелин) (XX век).


“елевидение нанесло люд€м огромный вред. ќсобенно разрушительно оно воздействует на маленьких детей.  ак-то ко мне в каливу пришел семилетний мальчик со своим отцом. я видел, как устами ребенка вещал телевизионный бес, подобно тому, как бес говорит устами одержимых... —егодн€ не часто видишь нормальных детей Ц дети превратились в чудовищ. ƒети не работают головой, они просто повтор€ют то, что увидели и услышали.

—тарец ѕаисий —в€тогорец (1924-1994).


¬оспитывать детей на телевизионных передачах Ц значит сильно урезать возможности научени€ ребенка к молитве. Ќет ничего более мешающего молитве, чем чувственное впечатление.

—в€щенник јнатолий √армаев (XX-XXI вв.).

 

 ак воспитывать ребенка ?

¬аш пример, отцы и матери, ваше поведение сильнее слов и наставлений действует на юные сердцаЕ Ќе говорите ребЄнку неправду, и он будет стыдитьс€ лжи. ≈сли упрекаете его за резкость укоризны и жестокость слов, а сами за минуту перед тем делали грубый выговор, то вы бьЄте воздух. ¬ы учите сына страху Ѕожию, а сами кл€нЄтесь без нужды и с забвением Ѕога правды: поверьте, наставление ваше пропадЄт без плода. ¬ы говорите сыну, что надобно любить и благодарить √оспода, а сами вместо храма идЄте туда, где вовсе не думают о Ѕоге, где бесчест€т ≈го дела. „то вы делаете? ¬ы убиваете веру в сыне. ƒобра€ мать! “ы учишь дочь свою скромности, стыдливости, чистоте, и при ней осуждаешь знакомых тебе, говоришь о том, о чем наедине надобно только плакать: понимаешь ли, что ты делаешь? Ќет, если хотите, чтобы ваши дети любили добро, показывайте делами, что добро достойно любви, а порок то же, что €зва. ѕусть ваша жизнь будет хвалой √осподу и любовью к человечеству: тогда и ваши дети будут жить дл€ славы Ѕожией и пользы людей.  ак необходимо дл€ вас, родители, быть благочестивыми! √нев и благословение Ѕожие переход€т от вас к дет€м и внукам.

 

‘иларет (√умилевский), архиепископ (XIX век).


 


                        Ќапрасны будут ваши слова, если вы своего богопочтени€ не выскажете в ваших действи€х, если дети не будут видеть вас мол€щимис€, прежде, нежели сами начнут молитьс€. Ќапрасно вы будете говорить им о том, что закон христианский есть закон любви, если ваша жизнь не будет зеркалом этой любви, если у вас не будет чистосердечи€ в служении, ревности во вспомоществовании брать€м-люд€м, кротости и терпени€ в перенесении недостатков и слабостей ближних. ѕримеры несравненно больше действуют, нежели наставлени€.

 

ѕротоиерей ¬алентин јмфитеатров (1836-1908).

                   

                
ƒети в период до 12 лет наход€тс€ в состо€нии запечатлени€: запечатлеваетс€ душевна€ жизнь родителей. ѕоэтому небезосновательно считать, что ребенка вовсе не надо в чем-то специально воспитывать, достаточно при нем просто жить, и ребенок все в себ€ вберет, прежде всего, способ и характер жизни родителей и потом начнет поступать так же, как они. Ёто и есть процесс запечатлени€.

¬от двое взрослых разговаривают о каких-то очень серьезных взрослых проблемах. „аще всего, это обсуждение других. ј в этот момент р€дом играют дети и, казалось бы, настолько увлечены своими заботами, что ничего не слышат. „ерез час эти дети начинают выдавать фразы, которые могли быть произнесены только этими взрослыми. ѕочему? Ќа внешнем плане ребенок полностью увлечен игрой, а на внутреннем Ц он запечатлевает душевное состо€ние взрослых.

—в€щенник јнатолий √армаев (XX-XXI вв.).



 

 

 ак добитьс€ послушани€?


≈сли ребЄнок не слушаетс€ и ведЄт себ€ плохо, на то есть причина. ћожет быть, он наблюдает в своем доме или вне его неприличные сцены или слышит неприличные разговоры.  ак бы то ни было, в отношении духовном мы помогаем дет€м главным образом не принуждением, а своим личным примером.


Ѕудет хорошо, если родители станут показывать ребенку, что они расстраиваютс€ от его бесчинств. Ќо пусть они на него не дав€т и мол€тс€. ћолитва, совершаема€ с болью, приводит к положительным результатам.


я советую матер€м насиловать себ€ в молитве и не насиловать детей.


≈сли родители ввер€т своих детей Ѕогу, то Ѕог об€зан помочь в том, чего нельз€ сделать по-человечески.   примеру, если дети не слушаютс€ родителей, то родители должны вверить их Ѕогу, а не вдаватьс€ в изыскивание различных способов, чтобы их Ђсломатьї. ¬ таком случае мать должна сказать Ѕогу следующее: ЂЅоже мой, мои дети мен€ не слушаютс€. я не могу ничего сделать. ѕозаботьс€ о них —амї.

—тарец ѕаисий —в€тогорец (1924-1994).


 

 

„то вырастет из капризов?

 

 

ѕоблажающий сыну будет перев€зывать раны его... Ќеобъезженный конь бывает упр€м, а сын, оставленный на свою волю, делаетс€ дерзкимЕ Ћелей дит€, и оно устрашит теб€; играй с ним, и оно опечалит теб€... Ќе давай ему воли в юности и не потворствуй неразумию его.

(—ир. 30, 7-8, 9, 11).

 

 

Ќаказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайс€ криком его. √невливый пусть терпит наказание, потому что, если пощадишь его, придетс€ тебе еще больше наказывать его.

(ѕритч.19. 18-19).

 

 

 Ќе дадут Ц просит, а дадут Ц бросит.

 

 Ќе ладны те реб€тки, которых не жур€т ни батьки, ни матки.

–усские пословицы.

 

 

 ¬идим, что —ам Ѕог любит чад —воих, но от любви их наказывает: »бо √осподь, кого любит, того наказывает; бьет же вс€кого сына, которого принимает (≈вр. 12, 6). “ак и плотские родители должны последовать Ѕогу и детей своих от любви наказывать. »бо та любовь отеческа€ слепа, котора€ оставл€ет детей неисправных без наказани€; истинна€ же и мудра€ та любовь, котора€ своевольство их смир€ет наказанием.

—в€титель “ихон «адонский (1724-1783).

 

 

 Ћюбовь к ребенку должна быть разумной и зр€чей. ¬о всем потворству€ и потака€ ему, мы разрушим в нем нравственное чувство, испортим его сердце, обречем в будущем на одиночество и отчуждение от людей.

ѕротоиерей јртемий ¬ладимиров (XX-XXI вв.).

 

 

— младенчества с современным ребенком обращаютс€ как с семейным божком: его прихоти удовлетвор€ютс€, желани€ исполн€ютс€, он окружен игрушками, развлечени€ми, удобствами, его не учат и не воспитывают в соответствии со строгими принципами христианского поведени€, а дают развиватьс€ в том направлении, куда клон€тс€ его желани€...

—тав взрослым, такой человек, естественно, окружит себ€ тем же, к чему привык с детства: удобствами, развлечени€ми, игрушками дл€ взрослых. ∆изнь становитс€ наполненной посто€нным поиском развлечений, которые настолько лишены вс€кого серьезного значени€, что посетитель из XIX века, гл€д€ на наши попул€рные телепрограммы, парки аттракционов, рекламу, кинофильмы, музыку - почти на любой аспект нашей современной культуры, - подумал бы, что попал в общество безумцев, потер€вших вс€кое соприкосновение с повседневной реальностью.

»еромонах —ерафим (–оуз) (1934-1982).

 

 

 –одители и воспитатели! остерегайте детей своих со всей заботливостью от капризов пред вами, иначе дети скоро забудут цену вашей любви, зараз€т свое сердце злобой, рано потер€ют св€тую, искреннюю, гор€чую любовь сердца, а по достижении совершенного возраста горько будут жаловатьс€ на то, что в юности слишком много леле€ли их, потворствовали капризам их сердца.  априз - зародыш сердечной порчи, ржа сердца, моль любви, сем€ злобы, мерзость √осподу.

ѕраведный »оанн  ронштадтский. (1829-1908).

 

 

ќставл€ть капризы без исправлени€ - значит обрекать близких сердцу своему на верное несчастие в жизни. ѕолагай пределы прихот€м дит€ти, обуздывай стремлени€ его воли, приучай к лишению, нужде, терпению, и ты разовьешь нравственную силу, котора€ состоит в самообладании и с которою можно быть счастливым среди величайших в жизни злоключений, твердым и несокрушимым среди самых бурных волн жизни.

»гумен ¬онифатий (из ¬ифании).

 

 

’очешь ли, чтобы сын твой был послушный? — детства воспитывай его в наказании и учении √осподнем. Ќе думай, чтобы слушание Ѕожественных ѕисаний было дл€ него делом излишним.

—в€титель »оанн «латоуст. (IV-V век).

 

 

√де корм€т дит€ вс€кий раз, как оно заплачет, и потом вс€кий раз, как запросит есть, там до того расслабл€ют его, что после оно уже не иначе как с болезнию может отказыватьс€ от пищи. ¬месте с сим оно привыкает к своенравию оттого, что успевает выпрашивать или выплакивать всЄ желаемое.

 

ƒит€, предоставленное самому себе, делаетс€ неукротимо своевольным. ѕотому родител€м строго должно блюсти эту отрасль душевной де€тельности. —амое простое средство к заключению еЄ в должные пределы состоит в том, чтобы расположить детей ничего не делать без позволени€. ѕусть со вс€ким желанием прибегают к родител€м и спрашивают: можно ли сделать то или другое? ”бедить их опытами своими и чужими в том, что им опасно, не спрос€сь, исполн€ть свои желани€, настроить их так, чтобы они даже бо€лись своей воли. Ёто расположение будет самое счастливое, но вместе оно и самое лЄгкое дл€ напечатлени€, ибо дети и так большею частию обращаютс€ с расспросами к взрослым, сознава€ своЄ неведение и слабостьЕ

—в€титель ‘еофан, «атворник ¬ышенский (1815-1894).

 

»спользование материалов без разрешени€ автора считаетс€ противоправным и преследуетс€ по закону. ѕри использовании  материалов  ссылка на сайт "ћамочки - сайт дл€ родителей" ќЅя«ј“≈Ћ№Ќј!

Copyright © 2004-2006 “ать€на ¬оеводина